ГОУ ЦО № 548 "Царицыно"
                                      Начальная школа
Воскресенье, 23.07.2017, 13:47

Приветствую Вас Гость | RSS
.
Главная | трудный реб | Регистрация | Вход
Сайт учителя начальных классов Аксёновой Елены Леонидовны.
Меню сайта

Наш опрос
При выполнении какого домашнего задания ребенок испытывает трудности.
Всего ответов: 1308

«Трудный» ребенок и системная семейная терапия

           

       Если поведение ребенка вызывает тревогу (он или излишне подвижный, порой агрессивный, или, наоборот слишком тихий, или не ладит со сверстниками, или плохо учится), то родителям рекомендуют обратиться к детскому психологу. Однако было замечено, что даже самые обнадеживающие результаты психологических консультаций сводятся к нулю, если параллельно не происходит изменений в семье. Дело в том, что ребенок является самым незащищенным и зависимым членом семейной системы, и зачастую, из любви к родителям, «берет на себя» их проблемы. Как правило, «трудный» ребенок своим поведением пытается привлечь внимание родителей к не осознаваемым или не признаваемым ими семейным проблемам. Зачастую, действиями ребенка (да и взрослого человека тоже) движет не столько его личная воля, сколько законы системы, в которую он включен. В большинстве случаев это его семейная система — близкие, дальние, и даже умершие родственники. Законы системы неподвластны человеку, но, познавая их и им следуя, можно избежать многих неприятностей.

 

         Направление психологической помощи, которое рассматривает человека в его взаимосвязи со значимыми близкими, как часть системы, которой он принадлежит, называется системная семейная терапия. Ее основателями являются такие гениальные психотерапевты, как Карл Витакер, Вирджиния Сатир, Берт Хеллингер, Джей Хейли.

 

         Системная семейная терапия (ССТ) — это самостоятельное направление психологической помощи, корни которого, как может показаться странным, лежат не в индивидуальной психотерапии, а в кибернетике и в общей теории систем.

 

    ССТ рассматривает семью как вид социальной системы, законы жизнедеятельности которой подчиняются общим законам функционирования систем. Вот самые важные из них:

 

   1. Основной закон, который управляет деятельностью системы — это закон гомеостаза. Система стремится сохранить существующее положение в каждый момент времени. Самый известный пример гомеостаза показывает, как человеческий организм поддерживает температуру крови: при изменении температуры внешней среды меняется частота сердечных сокращений, суживаются или расширяются сосуды и т.д. Если температуру тела восстановить не удается, то человек может умереть либо от переохлаждения, либо от перегрева. Так же действует семейная система для поддержания своего существования: если, например, один из супругов отдаляется, то в семье начинают происходить события, который «вынуждают» его принимать большее участие в жизни семьи — ребенок может начать прогуливать школу и «вдруг» снизить успеваемость, или кто-то из членов семьи может серьезно заболеть. В этом случае задача семейного консультанта — распознать «слабое звено» в семейной системе — то место, в котором она готова порваться, и на сохранение которого направлены ее действия.

   2. Второй принцип функционирования систем был разработан английским кибернетиком Робертом Эшби, его можно назвать законом изменений и сформулировать так: только многообразие форм реагирования системы способно нейтрализовать многообразие внешних воздействий. Семья является открытой системой: она чутко реагирует на воздействия внешней среды. К внешней среде относятся родственники, друзья, коллеги, начальники, школьные учителя, налоговая полиция, служба ГИБДД и т.д. Любое внешнее воздействие на систему некоторым образом меняет ее состояние. Далее следует реакция системы, иногда очень болезненная для ее членов, которая, согласно закону гомеостаза стремится вернуть ее в равновесное состояние. Проблемы начинаются тогда, когда семейная система на различные стрессовые воздействия реагирует привычным стереотипным способом — либо по образцу родительских семей, либо по общепринятому сценарию. В этом случае задача специалиста показать членам семьи разнообразные возможности поведения в стрессовой ситуации, новые, непривычные для них способы разрешения конфликтов.

   3. Один из основоположников общей теории систем Людвиг фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из так называемого «организмического» взгляда на жизнь. Для этого взгляда характерны два положения:

         1. целое больше, чем сумма его частей

         2. все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.

 

   Эти положения легко понять на примере организма человека: опытный врач понимает, что нельзя вылечить отдельно взятый внутренний орган, можно оздоравливать только весь организм в целом.

 

    В системном подходе на место причинно-следственным связям и вопросам «почему?» и «кто виноват?» приходит круговая логика, в которой главный вопрос — «зачем?». Задача специалиста — понять, зачем семейной системе нужна проблема, которую ему предъявляют на консультации, выявить каким образом члены семьи поддерживают эту проблему и помочь им найти иные способы для удовлетворения потребностей членов семьи.

 

    Семейная система имеет определенную структуру: каждый член семьи занимает определенное место и выполняет определенную функцию. Основой семьи является супружеская пара, которая, если в семье есть дети, выполняет родительские функции. В порядке вещей, если члены семьи на время меняются ролями: ребенок может ухаживать за заболевшей мамой, и тогда он на время становится ее родителем, старший ребенок может заботиться о младшем, когда родители на работе, и тогда он на время становится его родителем. Проблемы начинаются в том случае, если в семье на долгое время смещаются роли. Например, старшая сестра становится функциональной мамой для младшего братика, или жена начинает видеть в своем муже только отца их ребенка, и перестает видеть супруга.

 

    Важным параметром семейной системы является иерархия ее членов. Считается, что более высокую ступень в иерархической лестнице занимает в системе тот, кто вошел в нее раньше. Супруги образовали семейную систему, поэтому они находятся на вершине иерархической лестницы. Далее следуют дети в порядке их рождения. Проблемы могут возникнуть в том случае, когда член семьи имеет статус, не соответствующий его месту в семейной иерархии — например, когда ребенок становится маленьким «тираном», и остальные члены семьи вынуждены подчиняться его капризам, или на старшего ребенка возлагается роль функционального родителя, не соответствующая его статусу. В этом случае специалист старается помочь семье восстановить нарушенный порядок.

 

   На жизнедеятельность семьи оказывает сильное влияние опыт, который супруги вынесли из своих детских впечатлений в родительских семьях, а также история семей каждого из них, семейные тайны и мифы. И тогда семейный терапевт может помочь осознать, как все эти факторы влияют на восприятие членами семьи различных событий, на их действия в конфликтных ситуациях.

 

   Важно отметить, что, работая с семьей, семейный консультант не навязывает ей свое видение того, что такое «хорошая» семья и как вообще людям следует поступать «правильно», а исходит из представления самих членов семьи о «хорошем результате» их совместной работы.

 

    Каждый сам творит вселенную, в которой он живет, и задача специалиста — помочь человеку обрести гармонию в его собственном мире.

 

 

Фельдман Инна Владимировна, системный семейный консультант.

Форма входа

Календарь новостей
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Друзья сайта
  • Центр образования "Царицыно" 548

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2017